Но не о том речь. Если посмотреть отчеты и того, и другого института, то отдаче от научных разработок прямо-таки можно позавидовать — от десятков тысяч до десятков миллионов рублей.
Причем все это заверено печатями управляющих трестами, ответственными работниками министерств, госкомитетов.
Однако подчас и невооруженным глазом можно увидеть эфемерность подтвержденного справками эффекта. В одной из работ НИИОУСа предлагается построить мост через Сырдарью.
Выигрыш заказавшего это исследование треста — полтора миллиона рублей. Но ведь не трест в данном случае решает, возводить мост или нет. В другом исследовании сотрудники НИИЭСа обобщили по договору с Минстроем опыт стран — членов СЭВ. Отдача составила якобы полмиллиона рублей, хотя никто и не думает перенимать опыт друзей.
Практически почти ничем закончилось совершенствование структуры строительных организаций в Краснодарском крае, хотя денег на исследование проблемы затрачено немало. Конечно, подчас не вина науки, что ее рекомендации не внедряются.
С одной стороны, сказывается пассивность министерств, как это случилось с предложением Института организации и управления об оценке деятельности автотранспортных и других предприятий по «уровню обслуживания» генподрядного подразделения. Внедрение нового порядка пока ограничено одним трестом Минстроя.
С другой — бывает, и министерства мало что могут сделать.
— Неплохие документы подготовил НИИЭС — Положение о паспорте и Временные методические рекомендации по определению и планированию производственной мощности строительной организации, — рассказывает начальник главного планово-экономического управления Минстроя А. Векшин.
— Некоторые тресты уже взяли их на вооружение. Ну и что? Если у кого-нибудь из них программа вырастет на четверть и более, помочь ему министерство подчас не в силах, так как и в целом по Минстрою задание по объему работ на год увеличилось примерно на одну десятую.