Современные дети от своих сверстников прошлых лет отличаются несколько иными навыками восприятия информации. Мировой опыт показывает, что одним из действенных механизмов повышения эффективности обучения является предоставление обучающимся широкого доступа к электронным образовательным ресурсам. Интерактивная подача учебного материала позволит сделать учебу интересной и увлекательной для школьников любого возраста. Но насколько целесообразно внедрение е-учебников в украинских школах?
ПОКА – ТОЛЬКО ЭКСПЕРИМЕНТ
Министерство образования и науки обнародовало проект реализации эксперимента по внедрению электронных учебников, а также Национальной электронной образовательной платформы. Предполагается, что первые «испытания» электронных учебников в школах проведут в 2018/2019 учебном году. А проект будет проводиться до конца 2020/2021 учебного года
За это время планируется исследовать использование «экспериментальных образцов» на 41 учебнике (5 наименований– в первый год эксперимента, 13 наименований – во второй год, 23 наименования – в третий год).
Ресурсом для размещения электронного образовательного контента и обеспечения свободного доступа к электронным учебникам станет Национальная образовательная е-платформа. В целом она будет содержать, по меньшей мере, 9 функциональных модулей и в дальнейшем станет одним из элементов обеспечения качественным образовательным контентом.
Для контроля скачивания и использования учебников предусмотрен механизм идентификации учеников и учителей.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ДВОЙНИКИ
Лилия ГРИНЕВИЧ, министр образования и науки Украины:
Отныне издательства будут обязательно предоставлять МОН электронную версию учебника, но этого недостаточно – нужно работать над мультимедийными приложениями, которые есть в таких учебниках в большинстве цивилизованных стран мира. Есть даже государства, которые не закупают бумажные учебники – только электронные.
Разработчики платформы для интерактивных учебников отмечают, что такая форма учебных материалов значительно дешевле бумажной. Кроме того, сторонники е-учебников считают, что электронный формат более интересен для современных детей и поощряет их тягу к обучению. Информация в е-учебнике может быть представлена в самых разных формах – текст, графика, видео. Графики и таблицы могут быть трехмерными и с функцией анимации.
Еще один плюс — в том, что электронная книга сделает школьный портфель легче.
Отметим и тот факт, что использование е-учебников упрощает обучение детей с особыми потребностями (например, слабовидящих детей или детей с дислексией).
Особую ценность электронный учебник приобретает при изучении иностранных языков, так как можно включать аудиоряд и вникать в тонкости фонетики. Более того, учебник может еще и проверить знания ученика – правильно ли он выполнил задание.
НЕ ДЛЯ ВСЕХ. К работе с новым типом учебников зачастую не готовы не столько дети, сколько педагоги. Зачастую они «со скрипом» принимают нововведения в образовательном процессе. Например, далеко не все учителя начальной школы сумели отказаться от использования красной ручки и перестали давать первоклашкам домашние задания. Кроме того, чтобы работать с интерактивным учебником – нужно желание и время для изучения новых возможностей.
Проблемой станет и тот факт, что е-учебник подразумевает наличие соответствующего гаджета у ребенка. Но пока не все украинские родители могут приобрести планшет или ноутбук для школьника. Особенно остро этот вопрос стоит в сельских школах, где и компьютеров не так много, как хотелось бы.
С развитием технологий и появлением новых приложений для школы все чаще говорят о том, что использование на уроке планшета вместо учебника – намного удобнее. Так что, возможно, появление электронных версий украинских учебников – это первый шаг на пути создания современной школы в Украине.