Разработаны конструкции укладки трамвайных рельс

Разработаны также сборные железобетонные покрытия основания трамвайных путей. К ним можно отнести рамные шпалы в виде сквозных прямоугольников длиной 1700 мм, шириной 1935 мм и толщиной 120 мм. Продольные части рамной шпалы служат опорами для обеих рельсовых ниток, а поперечные — связями, обеспечивающими стабильность рельсовой колеи. Плитно-лежневое основание, разработанное кандидатами технических наук В. С. Науменко и К — И. Белиловской, может быть также отнесено к сборным железобетонным подрельсовым основаниям. Оно состоит из двух жестких предварительно напряженных железобетонных лежней, на которых крепятся при помощи анкеров рельсы. Сборные железобетонные плиты верхнего покрытия опираются непосредственно на подрельсовое основание.

Эта конструкция обеспечивает совместную работу основания, верхнего покрытия и рельса под воздействием движения как рельсового, так и безрельсового транспорта и сводит к минимуму разрушение дорожных покрытий. Аналогична работа верхнего покрытия путей трамвая и примыкающей к нему проезжей части при блочном жестко совмещенном подрельсовом основании. Оно состоит из корытообразного блока с двумя лежневыми полками для размещения на них рельсов, которые крепятся при помощи раздельного анкерно-хомутного скрепления. Жесткое соединение рельса со всей конструкцией обеспечивает их совместную работу и хорошую устойчивость верхнего покрытия как путей трамвая, так и примыкающей проезжей части. Крупноблочные конструкции путей трамвая с наглухо заделанными рельсами могут быть изготовлены на заводах с заделкой рельса в бетонную плиту. Длину блока целесообразно изготовлять равной длине рельса, т. е. 12,5 м. При такой конструкции строительство путей сведется к монтажу готовых блоков методом комплексной механизации, трамвайный путь может быть введен в эксплуатацию вскоре после завершения монтажных работ.