Зачем украинской школе электронные учебники? Когда их введут?

Современные дети от своих сверстников прошлых лет отличаются несколько иными навыками восприятия информации. Мировой опыт показывает, что одним из действенных механизмов повышения эффективности обучения является предоставление обучающимся широкого доступа к электронным образовательным ресурсам. Интерактивная подача учебного материала позволит сделать учебу интересной и увлекательной для школьников любого возраста. Но насколько целесообразно внедрение е-учебников в украинских школах?

ПОКА – ТОЛЬКО ЭКСПЕРИМЕНТ
Министерство образования и науки обнародовало проект реализации эксперимента по внедрению электронных учебников, а также Национальной электронной образовательной платформы. Предполагается, что первые «испытания» электронных учебников в школах проведут в 2018/2019 учебном году. А проект будет проводиться до конца 2020/2021 учебного года

За это время планируется исследовать использование «экспериментальных образцов» на 41 учебнике (5 наименований– в первый год эксперимента, 13 наименований – во второй год, 23 наименования – в третий год).

Ресурсом для размещения электронного образовательного контента и обеспечения свободного доступа к электронным учебникам станет Национальная образовательная е-платформа. В целом она будет содержать, по меньшей мере, 9 функциональных модулей и в дальнейшем станет одним из элементов обеспечения качественным образовательным контентом.

Для контроля скачивания и использования учебников предусмотрен механизм идентификации учеников и учителей.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ДВОЙНИКИ

Лилия ГРИНЕВИЧ, министр образования и науки Украины:

Отныне издательства будут обязательно предоставлять МОН электронную версию учебника, но этого недостаточно – нужно работать над мультимедийными приложениями, которые есть в таких учебниках в большинстве цивилизованных стран мира. Есть даже государства, которые не закупают бумажные учебники – только электронные.

Разработчики платформы для интерактивных учебников отмечают, что такая форма учебных материалов значительно дешевле бумажной. Кроме того, сторонники е-учебников считают, что электронный формат более интересен для современных детей и поощряет их тягу к обучению. Информация в е-учебнике может быть представлена в самых разных формах – текст, графика, видео. Графики и таблицы могут быть трехмерными и с функцией анимации.

Еще один плюс — в том, что электронная книга сделает школьный портфель легче.

Отметим и тот факт, что использование е-учебников упрощает обучение детей с особыми потребностями (например, слабовидящих детей или детей с дислексией).

Особую ценность электронный учебник приобретает при изучении иностранных языков, так как можно включать аудиоряд и вникать в тонкости фонетики. Более того, учебник может еще и проверить знания ученика – правильно ли он выполнил задание.

НЕ ДЛЯ ВСЕХ. К работе с новым типом учебников зачастую не готовы не столько дети, сколько педагоги. Зачастую они «со скрипом» принимают нововведения в образовательном процессе. Например, далеко не все учителя начальной школы сумели отказаться от использования красной ручки и перестали давать первоклашкам домашние задания. Кроме того, чтобы работать с интерактивным учебником – нужно желание и время для изучения новых возможностей.

Проблемой станет и тот факт, что е-учебник подразумевает наличие соответствующего гаджета у ребенка. Но пока не все украинские родители могут приобрести планшет или ноутбук для школьника. Особенно остро этот вопрос стоит в сельских школах, где и компьютеров не так много, как хотелось бы.

С развитием технологий и появлением новых приложений для школы все чаще говорят о том, что использование на уроке планшета вместо учебника – намного удобнее. Так что, возможно, появление электронных версий украинских учебников – это первый шаг на пути создания современной школы в Украине.