Дорогая репутация

В конце прошлого года в офис ровенской группы компаний «Реноме» пришли следователи прокуратуры. Они искали виновных в растрате бюджетных средств и проверяли последний объект, построенный в городе при прошлой власти — перинатальный центр, в котором «Реноме» устанавливала металлопластиковые окна. Следователи полагали, что подрядчики вместо полноценных оконных профилей поставили пустотелые рамы. Почти все окна в роддоме вскрыли. Они оказались полностью укомплектованы — разочарованию следователей не было предела. «Реноме» не только сохранила лицо, но и получила бесплатную рекламу. В 2014 году объем заказов на ровенские окна «Викнова» вырос на 15%. «Защитой стало главное правило нашего бизнеса: работать по-белому», — с гордостью говорит генеральный директор и совладелец группы компаний «Реноме» Надежда Гладкевич.

Это только один из эпизодов, когда прозрачность помогла им преуспеть. «Реноме» — крупнейшая группа в регионе, которая не только собирает металлопластиковые окна, но и строит дома, пишет ПО для банков и даже разводит рыбу. В 2013 году ее выручка составила $27 млн. В 2014-м группа заплатила $2 млн налогов — 3% от доходов бюджета Ровно. в 1990 году пятеро инженеров Ровенского радиотехнического завода учредили кооператив «Восток-программа». Торговать решили компьютерной техникой. «Тогда она стоила как автомобили», — вспоминает Гладкевич. Однако с каждым годом продавцов оргтехники становилось все больше, прибыль снижалась.

Инженеры-программисты решили вспомнить то, чем занимались до развала СССР. В 1992-м они организовали новую компанию — «Реноме», а еще через три года вывели на рынок первый продукт — программу для учета паспортных данных, сделанную по заказу ровенского ОВИРа. Это было только начало. Страна переходила на новые образцы загранпаспортов, но как их напечатать, никто не знал. В «Реноме» решили свою программу совместить с немецкими принтерами, на которых в Германии печатали чековые книжки. У украинцев получился небольшой комплекс, который мог впечатывать анкетные данные в готовые паспортные книжечки.

Такое простое решение понравилось чинам из МВД. Несмотря на то что комплекс стоил недешево (принтеры — 8000 дойчемарок, а лицензия на программу «Реноме» — около 460 гривен), его цена была гораздо ниже, чем полнофункционального оборудования. «Когда все заработало, они на какой-то внутренней встрече рассказали о нашем комплексе ОВИРам из других областей. Заказы стали приходить со всей Украины», — вспоминает Гладкевич.

Конкуренты интересовались, кто продвигает компанию из региона. Мало кто допускал, что компания работает без прикрытия. Пока под «Реноме» копали, компанию никто не трогал. А когда выяснилось, что за ровенцами никто не стоит, было уже поздно: программу установили в большинстве ОВИРов страны. В 1997 году «Реноме» выиграла тендер МИДа на установку своего комплекса в украинских консульствах в 182 странах.

Незапятнанное имя стало пропуском компании и в банковский бизнес. В 2013-м производитель банкоматов и банковского оборудования — немецкая компания Wincor Nixdorf решила закрыть свое торговое представительство в Украине. Все контракты перевели на дилеров. Крупнейшим стала группа компаний «Реноме». «Немцы к нам приезжали несколько раз, смотрели наши отчеты. Это важно для таких крупных компаний, как они», — вспоминает Гладкевич.

В прошлом году доля «Реноме» на украинском рынке банковского оборудования достигла 50%. Среди ее клиентов не только частные, но и государственные банки. «Мы анализируем все репутационные риски, и если бы компания была замечена в каких-то таких вопросах , то контракт не заключали бы», — говорит заместитель председателя правления Ощадбанка Антон Тютюн. Банк работает с «Реноме» уже четвертый год.

Прозрачность позволяет бизнесу Гладкевич находить общий язык не только с деловыми партнерами, но и с конечными потребителями. В 2008-м компания начала строительство жилого комплекса «Гетман

Выговский». Тогда в Украине уже чувствовалось приближение кризиса. Однако доверие к известному зонтичному бренду оказалось сильнее кризиса. По словам Гладкевич, процент частных инвесторов, которые вносят деньги в их проекты на стадии строительства, достигает 78%. За последние шесть лет объем проданного «Реноме» жилья вырос втрое, а рентабельность компании вдвое — до 4,5%. Сейчас она контролирует 45% ровенского рынка недвижимости. «Еще одна выгода работы по-белому — то, что ты прозрачный налогоплательщик, можно использовать как маркетинговый ход», — отмечает Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации открытость имеет свою цену. Какой бы выгодной ни была сделка, каждого будущего делового партнера тщательно проверяет служба безопасности «Реноме». Предмет исследования — сомнительные сделки в прошлом. В этом году группе компаний предложили купить партию банкоматов б/у, но оказалось, что продавец участвовал в серых схемах. Сделку отменили. «Стоит только поработать с такой компанией, и к нам придут с проверкой», — объясняет Гладкевич.

Второй рубеж обороны — юридическая служба. Работы ей хватает, но Гладкевич хорошо платит. Этот год начался с общения с местными налоговиками, которые насчитали «Реноме» налогов на 1 млн гривен за сделку по слиянию двух девелоперских компаний. Платить Гладкевич отказалась. Налоговая насчитала еще 1 млн гривен. «Мы решили встретиться с ними в суде», — глава «Реноме» уверена в своей правоте.

В тылу у нее сильная бухгалтерия, специалисты которой консультируют других ровенских бизнесменов. А сама «Реноме» к тому же имеет статус Центра сертифицированного обучения фирмы «1С». «Я не скажу, что у нас какая-то особенная система учета финансов. Она просто есть», — говорит Гладкевич.

Непредсказуемость украинского законодательства — главный риск для бизнеса, работающего открыто. Но действовать в серой зоне еще рискованнее, уверена Гладкевич. «При использовании подставных компаний и директоров риск потерять бизнес путем рейдерства выше, чем при прозрачной структуре, — говорит руководитель департамента риск-менеджмента юридической компании Tntegrices Андрей Усенко.

Работа в открытую позволяет избежать так называемой ловушки собственника, добавляет преподаватель kmbs Михаил Винницкий. В нее попадают компании, зависящие от договоренностей небольшой группы людей из бизнеса и власти. «Когда этого нет, компания остается конкурентоспособной в разных обстоятельствах», — подчеркивает он.

В планах у Гладкевич — вернуться к своему давнему бизнес-проекту. Она хочет наладить производство стройматериалов из глины. Разрешение на разработку месторождения компания получила в 2009 году. Для запуска в «Реноме» планируют привлечь кредит, например ЕБРР. «Требование прозрачности компании является достаточно важным для международных финансовых организаций, в частности для ЕБРР, который сейчас остается едва ли не последней надеждой корпоративного сегмента», — говорит юрист. У «Реноме» есть все шансы получить кредит.