Руководители научно-исследовательских отделов

В опытно-конструкторских разработках руководство играет более определяющую роль. Отчасти это объясняется меньшим значением, которое имеет здесь фактор неопределенности.

Руководство может более детально намечать проблемы и цели работы и сохранять большую уверенность в соответствии использованных ресурсов полученным достижениям. Еще одной важной причиной большой роли руководства на этом этапе является высокая стоимость разработок.

Когда программа прошла поисковую стадию, затраты на ее осуществление начинают значительно возрастать. Продвижение работы от стадии проектирования к более поздним этапам разработок, как правило, влечет за собой все большие затраты труда на проработку и испытание деталей конструкции.

Испытание всей конструируемой системы стоит значительных средств, в особенности когда изготовление испытываемых изделий требует многих специальных приспособлений и помещений. Из опыта крупных программ НИОКР в самых различных отраслях производства следует, что зависимость суммарного количества человеко-лет, необходимых для осуществления программы, от ее продолжительности можно с достаточным приближением выразить при помощи логистической кривой В силу своей большой дороговизны программы разработок подвергаются тщательному рассмотрению, и главные решения не принимаются до тех пор, пока конструктивный замысел не окажется как технически выполнимым, так и экономически выгодным.

В настоящее время руководство промышленными исследованиями и разработками весьма несовершенно. В связи с этим родилось множество предложений, однако немногие из них можно проверить на практике, и фактически ни одно не было испытано сколько-нибудь формальным образом.

Тем не менее некоторые высказывания, появившиеся в литературе, заслуживают внимания.

Во-первых, часто подчеркивается, что компаниям следует более четко формулировать цели намечаемых исследований и доводить их до научных работников, причем эти исследования целесообразно предпринимать в обширных областях, затрагивающих экономические интересы компаний.