Природа научных исследований и опытно-конструкторских разработок в промышленности

Промышленные лаборатории ведут некоторые фундаментальные исследования, однако такие работы составляют весьма незначительную часть их научной деятельности. Главными бастионами фундаментальных исследований в США являются университеты.

Второй вид — прикладные исследования то есть исследования, от которых ожидают практической отдачи.

Исследовательские программы такого типа могут быть направлены, например, на отыскание способов получения ударопрочной при определенных температурах стали, методов подавления роста стрептококков или способов непосредственного получения электроэнергии при расщеплении атома. Между фундаментальными и прикладными исследованиями нет четкой границы.

По существу, эта граница основывается на устремлениях ученого, нацеливающего фундаментальное исследование на приобретение новых знаний самих по себе, а перед прикладным исследованием ставящего задачу получения практических коммерческих результатов.

Во многих случаях присутствуют обе цели, что затрудняет соответствующую классификацию конкретной научной программы. Характер научных программ, осуществляемых в промышленности, можно проиллюстрировать историей создания транзистора, которое явилось результатом исследовательской программы, начатой в 1946 г. в лабораториях «Белл телефон».

Перед второй мировой войной и во время нее «Белл» и ряд других лабораторий вели широкие исследования по полупроводникам. В течение всего 1945 г. У. Шокли убеждал руководство компании «Белл» усилить работу в этой области.

Была сформирована исследовательская группа, составленная из физиков, химиков и металлургов; общая научная задача программы состояла в том, чтобы добиться возможно более полного представления о полупроводниковом эффекте на основе теории строения атома.

Шокли особенно интересовался возможностью создания полупроводникового усилителя, и в ходе экспериментов предстояло выяснить, будет ли такое устройство действовать так, как оно должно было бы действовать в соответствии с теорией. Когда эксперименты дали отрицательный ответ, были предложены новые теории и проделаны новые эксперименты, в ходе одного из которых и был впервые получен эффект транзистора.