Начался новый этап обкатки — в союзных министерствах и ведомствах. Н. Архипец то и дело курсировал между Москвой и Минском.
Постоянно наружу выплывали те пороки нынешней практики экспериментирования, о которых уже говорилось раньше. Как отучить от привычки приспособить новые идеи к старым инструкциям?
Как воспитать способность улавливать необходимость перемен, слышать биение жизни?
Конечно, в отдельных случаях действенную помощь новаторам могут оказать и оказывают партийные органы.
Однако, согласитесь, вряд ли такую практику можно считать полностью правомерной. Производственные задачи следует прежде всего решать на их собственной, т. е. на производственной основе.
Что имеется в виду?
Поскольку сейчас поиск методов хозяйствования проводится чаще всего на базе строительных министерств, последние должны нести ответственность за их организацию. Видимо, в каждом министерстве необходимо создать специальный сектор или группу по планированию и организации экономических опытов.
Далее, вот уже много лет в министерствах утверждаются годовые планы внедрения новой техники. Никто не спорит, новая техника и технология важны.
Но не менее, а иногда и более важны новые экономические решения, позволяющие улучшить производственные отношения. Почему же высшие хозяйственные органы спокойно проходят мимо этого?
Думается, «план экономических экспериментов» должен стать самостоятельным разделом министерского плана новой техники. В то же время надо учитывать, что характер разработок новых методов хозяйствования довольно многообразен.
Могут быть затронуты интересы различных министерств и ведомств.
И тут вряд ли можно обойтись без особого планирующего центра.
По логике, им должен быть Госстрой, его Главстройнаука и отдел экономики. А план экономических экспериментов следует сделать самостоятельным разделом Государственного плана научно-исследовательских работ и новой техники в строительстве.