Вопросы реальной социальной структуры общества

В возрождении целостности марксизма-ленинизма, обществоведения мы находимся сейчас в подготовительной, предварительной стадии. На этой стадии желательно было бы обеспечить здоровую общественную атмосферу для развития обществоведения, для выявления полезных заделов, введения их в широкий научный оборот, для прямого и открытого столкновения идеологии возрождения ленинизма и идеологии консервации сталинизма. Считаю важным подчеркнуть, что истина, прогрессивное знание не требуют ни особых условий, ни привилегированного положения.

В связи с этим снятие привилегированного положения для идеологии сталинизма (такое привилегированное положение существовало в течение десятилетий и до сих пор существует) само по себе было бы достаточной мерой для необходимого оздоровления общественной обстановки, развития идеологии. Без привилегированного положения идеология сталинизма окажется «голым королем», она не сможет защитить свои основные положения.

Речь должна идти именно об устранении привилегированного, исключительного положения для идеологии, а ни в коем случае не о создании условий для ее преследования, дискриминации.

В этом случае она попыталась бы обернуться в мученика и снискала бы сочувствие, она превратилась бы в преследуемую, будучи в течение 60 лет преследующей.

Это затруднило бы отказ общественного сознания от догм сталинизма. Достаточно и необходимо оставить за идеологией сталинизма возможность отстаивать свои положения наравне со своими противниками.

Тогда идеология сталинизма непременно будет бита, тогда массовое сознание очистится от этого проклятия, от этой мины замедленного действия. Второе, что необходимо сделать, — изменить сам характер, сами формы научного общения.

Цензура ослабла, но она сохранилась.

Сохранился также и страх перед публикациями смелыми, откровенными, аргументированными.