Структура демократически-централистского руководства

Приведенная ниже классификация функций хозяйственного руководства исходит из непременного единства экономической и социальной политики, из того, что управление экономикой есть дело политическое и что проявляется это в каждой функции, в ее природе, содержании и закономерностях осуществления. Целеполагание — логически исходная и в действительности ключевая функция хозяйственного руководства.

По своему содержанию функция целеполагания в наибольшей степени (в сравнении с другими функциями руководства хозяйством) слита с политикой, ибо именно целеполагание служит конкретной формой практического обеспечения первенства политики над экономикой, политического, т. е. концентрированного и доведенного до увязки со стратегическими (конечными) целями выражения экономики. Как функция хозяйственного руководства целеполагание есть определение общей направленности социально-экономического развития, достигаемое обоснованием стратегических и этапных задач общественного развития.

Эти задачи выступают целевыми установками и требованиями к функционированию хозяйства, а также высшими критериями эффективности его функционирования. Определение стратегических и этапных задач включает в себя систематизацию целей общественного развития, а также их ранжирование в соответствии с конкретно-историческими условиями развития общества на каждом конкретном этапе.

В ст. 6 Конституции функция целеполагания нашла отражение как функция определения генеральной перспективы развития общества, линии внутренней и внешней политики, придание созидательной деятельности советского народа научно обоснованного характера. Функция обеспечения демократического характера хозяйственного руководства и его неуклонной демократизации.

Если целеполагание определяет направленность развития, то неуклонная демократизация хозяйственного руководства обеспечивает тип средств управления, единственно адекватный социалистическим целям.