Практика преобразований механизма хозяйствования в 60-70-е годы

Объяснение следует искать в ответе на вопросы: почему мероприятия реформы на протяжении 20 лет подменялись расчлененными, несогласованными действиями? Почему идея реформы интерпретировалась как бесконечно длительный процесс, занимающий много пятилеток?

Почему проводились эксперименты там, где все было ясно и без экспериментов? Почему ряд научных идей, способных углубить представления о путях осуществления реформы, не публиковался вовсе или публиковался эпизодически, в искаженном виде, тонул в потоке публикаций, низводящих идеи реформы до предложений о пустячных преобразованиях второстепенных хозяйственных процессов?

Что объективно мешает осуществлению реформы и каковы мешающие ей субъективные факторы? Кто не способен был осуществить партийно-правительственные решения о хозяйственной реформе п кто был заинтересован в том, чтобы они не осуществлялись?

Обратите внимание, что все эти вопросы правомерно задать и применительно к сегодняшним дням, и применительно к решениям о радикальной реформе управления, принятым июньским (1987 г.) Пленумом.

Другими словами, причины невыполнения партийно-правительственных решений о проведении комплексных преобразований форм и методов хозяйствования следует искать и найти вне экономики, в сфере социальных и политических отношений. Осознав эти причины и устранив их, можно надежно обеспечить успешное осуществление хозяйственной реформы.

Такой подход к проблемам совершенствования механизма хозяйствования в означает, что это совершенствование охватывает не только собственно хозяйственную сферу, но и социально-политические отношения. Принципиальная программа осуществления хозяйственной реформы в разработана уже давно, а недавно вновь подтверждена с внесением ряда уточнений.

Все дело в том, кто и как способен ее осуществить. Вопрос о так называемой хозяйственной реформе правильно может быть поставлен лишь как вопрос о радикальном комплексном преобразовании руководства хозяйством.

Отказ от взгляда на хозяйственную реформу — необходимое условие повышения шансов на ее проведение, обеспечения реальных возможностей для свершения объективно необходимых преобразований механизма хозяйствования.