Плановый процесс

Плановый процесс начинается с формирования предприятиями портфеля заказов. На его основе составляются проекты годового и пятилетнего планов (в натуральных и стоимостных показателях), предварительный обзор непринятых заказов (с указанием причины непринятия) и предварительная справка о незагруженных мощностях.

К установленному сроку предприятие направляет эти документы соответствующим органам государственного управления.

Последние составляют предварительные сводные планы в отраслевом и территориальном разрезах, предварительные обзоры непринятых заказов и предварительные справки о незагруженных мощностях. Одновременно они разрабатывают перечень, скажем, приоритетных строек, т. е. таких, сооружение которых государство исходя из оценки общественных потребностей считает нужным стимулировать имеющимися в его распоряжении экономическими и иными средствами.

Перечень доводится в соответствующих частях до заинтересованных предприятий. После этой демонстрации намерений сторон, — рассказывает Б. Курашвили, — формируется система договоров на плановый период.

Наряду с договорами между предприятиями заключаются договоры между органами государства и предприятиями.

На основе тех и других документов трудовые коллективы составляют планы, а органы государства регистрируют их… Учитывая, что сегодня директивность планов не всегда обеспечивается, переход к регулятивному планированию может значительно повысить управляемость экономики, хотя к абсолюту в этой области люди, пожалуй, никогда не придут.

Оно обеспечит также больший простор для социалистической инициативы трудовых коллективов и в какой-то степени скует волюнтаристские методы управления, а в конечном счете укрепит направляющую силу государства. Подобные предложения обсуждались в Госплане еще в 1930 г., но тогда их посчитали преждевременными.

Сегодня в высшей степени обострилась, и не только в нашей стране, потребность открыть простор для общественно полезной инициативы трудовых коллективов.

?