Пивот для нации

Военный конфликт на вос-токе страны и экономический кризис свели на нет достижения украинского рынка IT последних лет. Еще в прошлом году прогнозировался рост IT-услуг в банковской и государственной сферах, рынка электронной коммерции на 50%, а также увеличение объемов экспорта IT-услуг на 15-20% по сравнению с 2013-м. Шла речь и о новом этапе информатизации в промышленном и аграрном секторах. Вместо этого резко снизилась покупательная способность, упал курс гривны, страна застыла в ожидании полномасштабного военного вторжения.

E-commerce пытается удержаться на плаву, экспортеры IT-услуг перевозят сотрудников подальше от зоны конфликта и стараются сохранить клиентов.

Долгосрочное планирование сменилось на краткосрочное. ГГ-предприниматели демонстрируют сейчас завидную психологическую стойкость.

Ожидаемое внедрение 3G, электронного правительства и нововведения в образовании — все это создает серьезные предпосылки для развития инноваций. В вопросе развития технологического бизнеса в условиях повышенного риска Украине следует тщательно изучить опыт Израиля.

Главный урок: 1Т-индустрия может стать локомотивом, который потянет вперед всю экономику.

В бестселлере Дэна Сенора и Сола Сингера 2009 года Start-Up Nation: The Story of Israel’s Economic Miracle (в русском переводе «Нация умных людей.

История израильского экономического чуда») рассказывается, как Израилю в условиях враждебного окружения удалось стать самой технологичной нацией мира (с наибольшим количеством IT-компаний и венчурного капитала на душу населения).

Критически важным для развития израильской стар-тап-сцены стал проект Yozma («Инициатива»).

Он появился в 1993 году, в его рамках государство инвестировало $100 млн в 11 венчурных фондов, которые, в свою очередь, привлекли деньги частных структур. В дальнейшем Yozma предлагала инвесторам выкупить долю государства в успешных стартапах на привлекательных условиях.

Сегодня израильский венчурный рынок оценивают в миллиарды долларов.

Как когда-то Израилю, нам так же необходимо сейчас создать сильную армию и оснастить ее всем необходимым.

У ГТ-специалистов в этой сфере может быть немало задач. Они могли бы насытить существующее производство технологическими инновациями и разработками — от автоматизации процессов и защиты информации до создания дронов и роботов-саперов.

После окончания антитеррористической операции их можно будет использовать для афопромышленного комплекса, кинопроизводства, строительства. Другой поучительный пример того, как можно стимулировать развитие ГГ-бизнеса, — европейский.

В ЕС сегодня активно формируются новые инвестиционные потоки.

Помимо развитой сети бизнес-ангелов к венчурному финансированию подключаются традиционные семейные офлайновые бизнесы (так называемые family offices). Большую роль в развитии европейской экосистемы инновационного предпринимательства играет также финансирование от структур Евросоюза, в частности рамочная программа поддержки инноваций «Горизонт 2020», рассчитанная на семь лет, с общим бюджетом около 80 млрд евро.

Украина пока работает над тем, чтобы стать ассоциированным членом программы, но наши граждане уже могут принимать в ней участие.

«Горизонт 2020» работает по трем основным направлениям: передовая наука, промышленное лидерство и общественно значимые проблемы.

В рамках работы предыдущей программы украинские научные учреждения приняли участие в 126 проектах с общей суммой финансирования 26,5 млн евро.

С подобными структурами по всей Европе сотрудничает украинская сеть бизнес-ангелов UAngels. Каждый из отечественных предпринимателей, работающих на глобальном уровне, может внести свою лепту в развитие партнерских связей международного бизнеса с Украиной.

В рамках такого подхода появилась инициатива Tech4UA — коалиция американских технологических компаний, где работают украинские сотрудники-разработчики, в поддержку IT-индустрии Украины. Если пользоваться метафорой из венчурной жизни, то украинской нации-стартапу пора сделать глобальный пивот — изменение стратегического курса в сторону постиндустриальной инновационной экономики.

Да, страна переживает кризис, но это не повод для паники.

Это повод учиться и использовать новые возможности.