Определение способов преобразований действующего механизма

Попятно, что такой ход мысли метафизичен, основан на забвении той азбучной истины диалектики, что положительное и негативное в существующем имеют равное основание, коренятся в сущности процесса или явления, составляют или выражают его качественные особенности. Развитие происходит как смена качественных состояний.

Поэтому всякий, кто хочет успешно практически действовать, обязан понять сущность преобразуемого объекта и сущность того будущего, которое замышляет построить.

При этом перевод положительных сторон исходного объекта в будущее не может произойти механически, необходимо так называемое диалектическое снятие. Другими словами, то хорошее, что нам нравится в настоящем и что мы, как говорится, хотели бы взять с собой в лучшее будущее, не может быть взято в неизменном виде.

Его нельзя достроить до лучшего будущего, потому что оно не готово для него.

Оно близнец того отрицательного, чего мы брать в будущее не желаем. Это нежелательное нельзя устранить никакими средствами, кроме как преодолением исходного качественного состояния.

Метафизика при разработке предложений о практических действиях ориентируется на консервацию как будто одного только положительного, а на деле консервирует и отрицательное, ибо оно объективная сторона данного состояния.

Сосредоточение внимания на отрицательного вырождается в поверхностные программы преобразований. Диалектический тип мышления ориентирует на вскрытие существа реального противоречия, на разрешение этого противоречия в полном его объеме, т. е. на радикальную практику, на радикальные преобразования, па проблемно-целевой подход.

Четвертое требование можно сформулировать в связи с этим так: преобразования механизма хозяйствования в должны подготавливаться и осуществляться на основе диалектического видения социально-экономических проблем, должны предполагать перестройку общественного сознания с преимущественно метафизического на последовательно диалектический метод.