Можно ли управлять инновациями?

Относительно возможности управления инновациями мнения расходятся. Одна научная школа утверждает, что основу инноваций составляют интуитивные озарения, которыми управлять невозможно; можно лишь создать среду, обстановку, где они будут возникать с большей вероятностью. Другая, приобретающая ныне все больший вес школа полагает, что инновации — это упорядоченный, систематический и организованный процесс.

Наиболее известный ее сторонник, Питер Друкер, уверен в том, что «предпринимателям необходимо целенаправленно отыскивать источники инноваций, изменений и связанные с ними признаки, указывающие на возможности успеха.

Они должны знать и умело применять принципы плодотворной реализации инноваций» . Боб Брулло, директор-распорядитель отделения ЗМ в Великобритании и Ирландии, соглашается с Друкером, говоря, что «успех осуществления инноваций в ЗМ никогда не зависел от неожиданных открытий и эвристических моментов.

Его основу составляла осознанная и строгая приверженность технологическому развитию ориентированных на потребителя продуктов» .

В реальности и непредсказуемые озарения, и продуманный процесс имеют для достижения успеха решающее значение. Открытый стиль, благоприятствующий эвристическим моментам, — лишь одна сторона уравнения.

Он подразумевает постоянное осмысление границ вашей организации и развитие взаимоотношений между ее функциональными подразделениями и потенциальными партнерами в контексте экономической ситуации в стране в целом.

Этот подход вовсе не исключает того, за который выступают ЗМ и Друкер, однако и не исключается им. Другую сторону уравнения образует систематический процесс, направляющий творческую деятельность в область новых, инновационных решений.

Даже если вы изначально используете метод, связанный с обнаружением «белых пятен», вам все равно потребуется процесс, посредством которого новые, осенившие вас идеи вскоре окажутся на рынке. Такой взгляд на предпринимательство и инновации предусматривает определенный порядок, опирающийся на конкретные правила, доступные для изучения, применения и управления.