Brexit в лондонском тумане: почему Британия не может покинуть ЕС

В состав Евросоюза сложно войти, но еще сложнее выйти, как показывает опыт Великобритании

Великобритания на распутье. После отсрочки голосования парламента страны по проекту Соглашения о выходе Соединенного Королевства из состава Европейского Союза (он же Brexit – Ред.) в стране заговорили о повторном референдуме. Противники Брексита, добивающиеся отмены выхода Великобритании из ЕС, воспряли духом.

Может, все-таки останемся?
Сразу отметим, что на всем протяжении «брексиады» британцам давали шансы повернуть вспять. По сути, об отмене результатов референдума заговорили практически сразу послу того, как эти результаты стали известны. В парламенте Британии была зарегистрирована петиция с требованием провести новый референдум, поскольку явка и число поддержавших выход граждан не отражали, как полагали авторы петиции, мнения большинства населения. Петицию в течение нескольких дней после Брексита подписали более 4,5 миллиона граждан Британии при необходимых 100 тысячах. Однако уже в июле 2016-го правительство, рассмотрев требования, заявило, что закон о референдуме Брексит не включал в себя порогов явки и голосов «за».

Осенью 2016 года противники Брексита предприняли очередную отчаянную попытку оставить государство в составе Евросоюза. В Высокий суд Лондона был подан иск относительно запрета начинать процедуру выхода из ЕС без согласия британского парламента. В январе 2017-го суд удовлетворил иск,и британцы, выступающие за сохранение страны в ЕС, обратили взоры надежды на законодательный орган. Однако обе палаты парламента поддержали результаты референдума.

Летом 2017-го правительства Шотландии и Уэльса пригрозили заблокировать утверждение законодательства, которое Великобритании необходимо было принять в рамках Брексит – включая ключевой Билль об отмене законов ЕС.

В мае 2018-го британский финансист Джордж Сорос заявил о запуске кампании в поддержку нового референдума, который отменит результаты Брексит. В сентябре со статьей, аргументирующей необходимость еще одного референдума, выступил лейборист, мэр Лондона Садик Аман Хан. В этом же месяце на партийном съезде лейбористы проголосовали за проведение повторного референдума.

Все это время в Британии перманентно проходили многолюдные митинги, ключевым требованием которых была отмена Брексита. Порой на улицы выходили миллионы граждан Британии. Впрочем, такие же митинги проходили и в поддержку выхода: количество сторонников и противников Брексита в стране примерно равно.

Наконец, в декабре ЕС предоставил британцам очередной шанс передумать и не отделяться: 10 декабря Верховный суд Евросоюза принял решение, позволяющее Великобритании отменить Брексит в одностороннем порядке.

Это чрезвычайно важное решение, поскольку оно буквально сметает все бюрократические препятствия, которыми известен ЕС и которые могли бы существенно помешать Великобритании, при желании, отменить Брексит. По сути, теперь британцам достаточно сказать: «Мы передумали», чтобы вернуть статус-кво на 22 июня 2016, то есть до референдума.

Разумеется, такой замечательный шанс не мог остаться без внимания противников Брексита, и разговоры об отмене Брексита перешли из дискуссионной в практическую плоскость.

Сложности Брексита
Впрочем, ключевые политические силы Великобритании, несмотря на существенные разногласия в вопросах процедуры выхода, сроков, условий и т.д., до последнего времени все же оставались едины во мнении: результаты народного волеизъявления надо уважать, выход страны из ЕС отменен не будет. Даже последнее решение лейбористов было принято с оглядкой на то, какими будут итоговые результаты переговоров британского правительства консерваторов с ЕС.

«Идея с референдумами в Европе показала, что эта форма прямой демократии, к сожалению, подвержена манипуляциям. Это показал и Брексит, это показал и референдум в Нидерландах. Потому теперь они с осторожностью относятся к референдумам».

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй прилагала все возможные усилия, чтобы прийти к согласию с Евросоюзом. После двух с половиной лет напряженных переговоров, в конце ноября на экстренном саммите ЕС проект Соглашения о выходе Соединенного Королевства из состава Европейского союза был подписан.

По процедуре, для окончательного утверждения Соглашения его должны были одобрить парламент Великобритании, Европарламент и Совет ЕС. И здесь Брексит подстерегала очередная проблема: Тереза Мэй не смогла убедить законодательный орган поддержать выстраданный проект. Ключевой проблемой стали достаточно неясно выписанные в документе условия выхода Великобритании изтаможенного союза. Дело в том, что ЕС настаивает на прозрачных границах между Северной Ирландией, которая является частью Великобритании, и Ирландией. Прозрачность этих границ должно было обеспечить участие в таможенном союзе на переходной период, а затем гарантироваться новым соглашением о зоне свободной торговли. При этом Великобритания не может без согласия ЕС выйти из Таможенного союза. Британские политики, таким образом, заподозрили, что пребывание в государства в Таможенном союзе (а выход из него является одним из ключевых задач Брексита) затянется на неопределенное время. Хотя бы потому, что противники Брексита по обе стороны Ла-Манша смогут элементарно саботировать подписание соглашения о зоне свободной торговли. А до вступления в силу такого соглашения Великобритания вынуждена будет оставаться в ТС.

В итоге буквально накануне внесения в парламент Соглашения о выходе Мэй отменила финальное голосование, которое должно было состояться 11 декабря. И в Великобритании снова заговорили о повторном референдуме.

За референдум уже и однопартийцы Мэй
Причем заговорили уже не только либералы, но и однопартийцы Мэй. Ссылаясь на свои источники, британская пресса пишет, что возглавил процесс консерватор Дэвид Лидингтон.

На референдуме (если таковой состоится), как предполагается, будет вынесен вопрос, одобряют ли британцы проект Соглашения о выходе Соединенного Королевства из состава Европейского Союза, или они поддерживают так называемый «жесткий выход», который ударит по экономике Великобритании и по гражданам страны сильнее. Третьим вопросом, на котором наверняка будут настаивать противники Брексита, может быть вопрос об отмене выхода Великобритании из ЕС. По крайней мере голоса об этом звучат все настойчивее. Впрочем, Тереза Мэй как выступала, так и продолжает выступать категорически против повторного плебисцита.

Пока что дебаты и голосование парламента за проект Соглашения перенесены на январь. Возможно, правительство надеется получить от ЕС дополнительные гарантии относительно сроков подготовки и подписания соглашения о зоне свободной торговли. А получив такие гарантии – убедить британских парламентариев подержать проект. Либо же просто постарается убедить – без всяких гарантий. Правительство, тем временем, начало подготовку к «жесткому» выходу.

Есть варианты
Так будет новый референдум, или нет? А может,Брексит так и не состоится? Однозначного ответа на этот вопрос на сегодня нет ни у кого. И прежде всего – у самих британских политиков.

«По большому счету, у Великобритании осталось три варианта развития событий. Первый – абсолютно теоретический – что Тереза Мэй и правительство отзовут заявление о выходе. И Великобритания как была членом ЕС, так и останется. Второй вариант – парламент ратифицирует Соглашение о выходе в том виде, в котором оно согласовано с ЕС. И третий вариант, к которому они сейчас все начали активно готовиться, – это жесткий Брексит», – отметил Тарас Качка.

При этом, по словам эксперта, как и в истории с подготовкой Соглашения, Великобритания и ЕС готовы рассматривать варианты жесткого выхода, устраивающие прежде всего их самих.

«ЕС исходит из того, что это будет исключительно на условиях, выгодных ЕС. Например, Еврокомиссия уже заявила, что она в одностороннем порядке до конца 2019 года продолжит действие права ЕС для Британии по трем пунктам:финансовым услугам, авиатранспорту и правам граждан Британии, проживающим на территории Евросоюза. А Британия, в свою очередь, готовит предложения, которые помогли бы ей избежать особых сложностей», – отметил Тарас Качка.

Что касается референдума, то его, по мнению эксперта, точно не будет.

«Потому что в таком случае Великобританию ожидает перманентная референдумная сага. Референдум за выход, референдум, чтобы остаться, затем снова референдум за выход и так далее. Британские политики это понимают»,- сказал Тарас Качка.

В то же время Виталий Бала не взялся прогнозировать, закончиться ли «брексиада» новым референдумом с непонятными пока последствиями, либо же Великобритания пойдет на «жесткий выход».

«Социология сейчас играет на стороне противников Брексита. Последние социсследования показывают, что число граждан, выступающих против отделения, снова превысило число тех, кто поддерживает Брексит. Потому противники Брексита в британском политикуме будут усиленно поднимать этот вопрос», – отметил Виталий Бала.

По словам эксперта, их позиция состоит в том, что Британия должна остаться, при этом ЕС нужно реформировать, чтобы убрать моменты, которые вызвали недовольство британцев и стали причиной Брексита.