Одни убытки. Зачем закрывать ж/д сообщение с РФ

Одни убытки. Зачем закрывать ж/д сообщение с РФ

В Украине снова заговорили о возможном закрытии железнодорожного сообщения с Россией, пока речь идет только о пассажирских перевозках.

За годы конфликта с Россией украинцы уже привыкли к различным запретам и ограничениям в отношении РФ.

Идея прекратить железнодорожное сообщение со страной-агрессором поднималась в Украине ни один раз. Но до реальных действий дело не доходило, а украинцы продолжали ездить на поездах в Россию.

Теперь в министерстве инфраструктуры вновь заявляют о возможном закрытии ж/д сообщения.

Корреспондент.net разбирался в последствиях такого решения.

Непоследовательные отмены

С 2015 года Украина перекрыла авиасообщение с Россией. Но при этом железнодорожное и автомобильное сообщения остались. В мае 2017 года эту информацию о том, что Украина запретит и поезда в Украину расспространили российские СМИ со ссылкой на свои источники в украинском Кабинете министров. Тогда и министр инфраструктуры, и Укрзализниця опровергли эту перспективу. Однако в декабре 2017 года министр уже сам анонсировал такую возможность, а заодно упомянул и автобусные перевозки.

Новые заявления по поводу отмены железнодорожного сообщения пришлись на эту неделю.

«Мы рассматриваем сейчас вариант закрытия железнодорожного сообщения с Москвой», – сказал министр инфраструктуры Владимир Омелян.

Позже он уточнил, что отмена проездов может пройти в рамках контрмер в ответ на блокирование Россией украинских судов в Азовском море.  «Вопрос обсуждался на межведомственных рабочих встречах в Министерстве инфраструктуры. Мы хотим, чтобы это было вынесено в плоскость правительства или Совета национальной безопасности и обороны Украины с тем, чтобы соответствующее решение было принято уже на государственном уровне», — заявил Омелян.

Как подчеркнул министр, сейчас речь идет исключительно о прекращении пассажирского ж/д сообщения.

«На этом этапе мы говорим о регулярном железнодорожном пассажирском сообщении. По грузовому сообщению есть проблема не только в том, что «Укрзализныця» лишится существенных поступлений в ее бюджет, но и с международным законодательством, в частности, с теми обязательствами, которые Украина взяла на себя в рамках Всемирной торговой организации. А потому сейчас мы эту тему изучаем, но не продвигаем», — отметил он.

Мотивы

«Лето, скучно, новостей мало, надо взбудоражить общественность», – полагает директор программы «Инфраструктура» Украинского института будущего Владимир Шульмейстер. По его мнению, даже принятие такого решения принесет совсем небольшие политические дивиденды тем, кто на него решится.

«Это не стратегическое принципиальное решение, а ситуативное. Оно обусловлено, скорее всего, какими-то политическими соображениями. Для политического решения – оно запоздалое и малоэффективное, которое если и нужно было делать, то раньше и резче. Политически – сомнительный маленький плюс и большой минус», – комментирует инициативы министерства Шульмейстер.

Возможные потери

В прошлом году самым прибыльным для Укрзализныци был поезд Киев — Москва. Он принес государственной компании 154,5 миллионов гривен.

В пятерку наиболее прибыльных вошли также поезда Одесса — Москва и Киев — Санкт-Петербург. На этих направлениях Укрзализныця заработала 98,76 миллионов гривен и 20,63 миллиона гривен соответственно. Эти доходы Украина может потерять.

Также, по мнению экспертов, закрытие границы для российских поездов  может создать репутацию непредсказуемого и ненадежного партнера в других вопросах – например, транзите газа.

«Украина пытается убедить всех, что не нужно строить «Северный поток-2», потому что Украина – надежный транзитер российского газа. Но если что-то будет сделано для прекращения железнодорожного сообщения, я думаю, это будет плюс для сторонников «Северного потока-2″. Это покажет, что Украина в вопросах транзита любых грузов – непредсказуема», – отмечает эксперт в сфере транспорта Александр Кава.

Кто выиграет

Есть и противоположное мнение. Народный депутат от фракции «Народный фронт» Виталий Корчик считает, что отмена пассажирских железнодорожных перевозок — прежде всего вопрос безопасности для украинцев.

«По моему мнению, отмена пассажирского железнодорожного сообщения с РФ не нанесет «Укрзалізниці» финансового ущерба, так как железнодорожные перевозки в Украине по своей сути являются убыточными. Если грузовые перевозки действительно приносят прибыль, то пассажирские нет», — считает Корчиков.

В тоже время, эксперты в сфере транспорта считают, что пассажиропоток после отмены поездов будет просто перераспределен между автобусами и автомобилями. Эксперт общественной организации «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов считает, что такая ситуация приведет к рассвету   нелегальных авто-перевозчиков.

«Bla bla car уже взорвался. Люди малого достатка массово пересядут на подобные «такси» и будут, как и раньше, ездить на заработки РФ. Даже в условиях коллапса на границах. Мы уже помним, как это было в ситуации с Крымом. Город пестрил объявлениями о перевозках на полуостров от сомнительных владельцев маршруток», — пояснил он.

Также Коновалов говорит, что отмена поездов в РФ повлечет за собой рост коррупции в сфере перевозок.

«Я уверен, эта бредовая идея с закрытием ж/д сообщения напрямую связана с очередной коррупционной аферой. Определенные компании получат за огромные деньги лицензии на пассажироперевозки и карманы некоторых чиновников будут наполняться», — подчеркнул Коновалов.

Экономическую выгоду, помимо отечественных автоперевозчиков в этом случае могут получить и железнодорожные компании соседних стран, например, Беларуси.

«Если это решение будет принято, то выиграют операторы третьих стран. В первую очередь, Беларусь. Потому что если сейчас летают через Беларусь, то так будут еще поездами ездить», – высказывает мнение руководитель «Центра транспортных стратегий» Сергей Вовк.