Франшиза и её особенности

Франшиза подробнее  в этой статье (лицензия) является формой малого предпринимательства и представляет собой форму организации малого предпринимательства, заключающегося в покупке лицензии на продажу конкретного товара.

Держателем франшиз (лицензиатом) выступает физическое лицо или организация, которым фирма предоставляет право на использование её имени при осуществлении заранее оговоренных видов деятельности. Держатель франшиз оплачивает первоначальный взнос, а в последующем и компенсационные платежи.

Лицензиар или фирма предоставляющая франшизу — это компания, выдающая лицензию частному предпринимателю или организации малого бизнеса.

Выделяют следующие типы франшиз:

1. Франшиза на вид деятельности. Принцип действия: покупатель франшизы платит фирме, выдающей франшизу, за право на открытие собственного дела с использованием названия фирмы-лицензиара и сохранения профиля её деятельности. Такой тип франшиз используется при открытии ресторанов, кафе.

2. Франшиза на производство товаров. Принцип действия: покупатель франшизы платит фирме, выдавшей франшизу за право производства и сбыта её товаров. Особенностью является тот факт, что закупка сырья, материалов и полуфабриката происходит в материнской фирме лицензиара. Используется при производстве строительных и отделочных материалов.

3. Франшиза на продажу готового товара. Принцип действия: покупатель франшизы платит фирме, выдающей франшизу за право продажи товаров с его маркой. Согласно дополнительному договору лицензиат покупает у лицензиара товар и после этого перепродает. Чаще всего такой тип франшиз используется при реализации автомобилей и промышленных товаров.

При всех типах франшиз составляется договор о приобретении франшизы. Он представляет собой документ (контракт), который определяет условия покупки франшизы, регламентирует отношения между лицензиаром и лицензиатом.

При заключении договора необходимо обратить внимание на следующие моменты:

— тщательно проанализировать все пункты договора;

— проконсультироваться с юристом;

— обратить внимание на обязанности и ответственность лицензиата, условия и порядок наложения штрафных санкций, неустоек, компенсационных выплат.

Достоинства франшизы:

— низкая степень риска при вложении денег во франшизу;

— низкие затраты на рекламу;

— создание бизнеса по уже «раскрученному» направлению.

Недостатки франшизы:

— оплата ежемесячных взносов;

— ограничение независимости.