ЖКХ: с 1 апреля платим больше

С 1 апреля всю страну ждет очередной «сюрприз» – повышение тарифов на электроэнергию, газ и отопление для населения. Повышение очень ощутимое – от 50 до 330%. И это отнюдь не первоапрельский розыгрыш.

Эксперты и политики разных мастей активно обсуждают, насколько это хорошо или плохо (понятно, большинство считает, что плохо), оправдано это или нет. Но никто не говорит о том, что повышение тарифов хоть как-то повлияет на улучшение сомнительного качества жилищно-коммунальных услуг, которые сегодня получает население.

Более того, украинское ЖКХ с его хроническими проблемами перестало быть вообще темой на повестке дня. Реформу этой сферы не обсуждают в медиа, нет ее и в числе так называемых ключевых реформ, которые действующий Кабмин презентовал общественности.

Во всем мире коммунальная сфера – выгодный, хотя и достаточно непростой бизнес. Это монопольный рынок, который всегда жестко регулируется государством. Государство устанавливает правила игры и следит за их выполнением, а исполнители – гарантируют качество услуг ЖКХ за приемлемую для потребителя цену
Почему нет? МВФ не требовал, а сами не догадались. В правительстве полно инвестиционных банкиров, и разбираться в вопросах коммунального хозяйства им совсем не к лицу. Даже руководить профильным регулятором – Национальной комиссией регулирования энергетики и коммунальных услуг, которая должна устанавливать тарифы и определять правила игры на рынке комуслуг, назначен 24-летний бывший менеджер Roshen Дмитрий Вовк, который никогда не был причастен к сфере энергетики и к коммунальному хозяйству.

Во всем мире коммунальная сфера – выгодный, хотя и достаточно непростой бизнес. Это монопольный рынок, который всегда жестко регулируется государством. Государство устанавливает правила игры и следит за их выполнением, а исполнители – гарантируют качество услуг ЖКХ за приемлемую для потребителя цену. Такой подход используется практически во всех странах мира. Например, в США первый регулятор начал действовать еще в начале прошлого века – в 1904 году.
Но в Украине коммунальная сфера была и, к сожалению, остается и сейчас заложником политической целесообразности и разменной монетой на очередных выборах.
Однако, несмотря на политическую составляющую, экономику никуда не деть. По приблизительным оценкам, общий объем рынка коммунальных услуг в 2014 году составил порядка 65-70 млрд гривен. Из них на рынок тепла приходится около 40-45 млрд гривен, а на водоснабжение и водоотведение – до 25 млрд гривен.
Почему же, несмотря на такой объем денег на рынке, инвестор не идет в отрасль? Ответ прост: даже если абстрагироваться от общих кризисных явлений в экономике, никто не станет вкладывать средства, зная, что окупаемость инвестиций практически равна нулю.