Торговая война. В торговле с врагом

Украина признала Россию агрессором и даже ввела кое-какие санкции. Но на полноценную торговую войну не отваживается, ограничиваясь точечными мерами. Иначе экономика не выдержит. Светлана Долинчук
Айварас Абромавичус, министр экономического развития и торговли Украины, сообщил об аннулировании лицензий и разрешительных документов для 160 российских компаний. По его словам, резиденты РФ, подпадающие под санкции ЕС, США, Швейцарии и стран «Большой семерки», отныне не смогут получать пассивные доходы на территории Украины, а также участвовать в приватизации и аренде госпредприятий,. Кроме того, в конце января Верховная Рада признала
Россию страной-агрессором. Запад с сентября прошлого года ужесточал санкции в отношении российских компаний, чиновников и бизнесменов. Киев на подобные радикальные меры не решился. «Мы не можем, например, облагать пошлинами нефть, газ, ядерное топливо, которые занимают более половины российских поставок в нашу страну», — говорит Руслан Ильичев, гендиректор Федерации работодателей Украины.
Тем временем товарооборот между Украиной и Россией падает. В 2014 году он составил $22,4 млрд — на 42,4% меньше, чем в 2013-м. Для сравнения: товарооборот нашей страны с Китаем обвалился на 24%, до $8,1 млрд, с Германией — на 17%, до $7 млрд. РФ остается основным потребителем украинских товаров, хотя объем их закупок сократился на 33,7%. Российский импорт в Украину упал на 45,1%.
Доля Украины в российском экспорте — 4,5-6%. В докладе «Тупик борьбы интеграции в Европе», подготовленном российским Комитетом гражданских инициатив (КГИ) отмечается: перенаправить на рынки других стран Россия сможет максимум 45% несырьевых товаров, поставляемых в Украину.
Кремль в прошлом году пошел на конфронтацию: были установлены ограничения на поставки для 53 предприятий украинского пищепрома. Летом 2014-го министерство промышленности и торговли РФ подготовило перечень продукции, подлежащей импортозамещению. В него попало более 3000 типов комплектующих, которые производят 160 украинских предприятий. По некоторым направлениям Россия решила пока не отказываться от украинских компонентов, но ускорила создание своих мощностей. Например, РФ решила модернизировать на заводе «Авиастар» в Ульяновске Ан-124, не привлекая ГП «Антонов», которому принадлежат права на разработку самолета.
В украинском Минэкономразвития от ответных шагов не отказываются. Но рассматривают возможность точечных санкций. Правоохранительные органы также стали уделять пристальное внимание российским инвесторам. Служба безопасности Украины 17 февраля объявила об открытии уголовного расследования в отношении «Лукойла». Нефтегиганта подозревают в противозаконном приобретении нефтехимического комплекса ОАО «Ориана» в Ивано-Франковской области. История началась еще в 2000 году.
Впрочем, в ноябре 2014-го конфликт с Россией не помешал Фонду госимущества Украины признать победителем аукциона по продаже 25% акций компании «Винницаоблэнерго» инвесткомпанию «Фондовый актив». Она действовала в интересах Константина Григоришина, одного из самых известных российских бизнесменов, работающих в Украине.
Цена сделки — 112,7 млн гривен. В январе он перепродал пакет всего за 7,7 млн гривен КУА «Инвестиционный капитал Украина».
Григоришин, в частности, контролирует «Сумское машиностроительное НПО им. М. В. Фрунзе». 90% газокомпрессорных станций, которые использует российский «Газпром», произведены на этом предприятии.
«Невозможно воевать, не торгуя, невозможно торговать, не воюя. Не стоит надеяться, что Украина введет в отношении России жесткие экономические санкции. Это автоматически ударит по украинской экономике, которая и без того на грани дефолта».