Павел Розенко

Министр социальной политики о пенсионной реформе в Украине. Солидарная пенсионная система, доставшаяся Украине с советских времен, трещит по швам. Население стареет, официально работающих становится все меньше, дефицит Пенсионного фонда растет. Какую пенсионную реформу намерена проводить Украина и будет ли страна переходить к накопительному уровню пенсионной системы, «ВД» рассказал министр социальной политики Павел Розенко.
Павел Валерьевич, вы заявляли, что правительство будет заранее готовить общество к переходу на накопительный уровень пенсионной системы. Как это будет происходить?

— Для начала мы хотим реформировать бездарную систему специальных пенсий. Не должны обычным людям начислять пенсии по одному принципу, а группе VIP-пенсионеров — по-другому. Хотя допускаю, что государство оставит за собой право поддерживать представителей определенных профессий, например учителей и врачей. Мы рассматриваем и создание так называемой   профессиональной системы — негосударственного пенсионного страхования для определенных категорий служащих, планируем пересмотреть подход к специальным пенсиям в части пенсионного возраста и стажа. Есть люди, которые становятся пенсионерами в 45-50 лет, поскольку их профессии связаны с риском для здоровья. Мы понимаем их важность, но при существующей бедности пенсионной системы не можем позволить себе оставить все как есть. Подчеркну, что речь идет не столько о повышении возраста, сколько о повышении стажа.

Для запуска накопительной системы был анонсирован двухлетний эксперимент, в котором должны принимать участие лица до 25 лет. Часть их страховых средств, поступающих в Пенсионный фонд, будут переводить на накопительные персональные счета. На каком этапе запуск эксперимента?

— Специальная рабочая группа при Минсоцполитики завершает работу над соответствующим законопроектом. Надеемся, что его примут в этом году, чтобы с 1 января2016 г. документ вступил в силу. На первом этапе с помощью такого эксперимента мы планируем привлечь на персональные счета как минимум 1 млрд грн. Это «длинные» деньги, которые будут инвестироваться в ценные бумаги, в том числе в ОВГЗ. Они начнут работать на экономику. Если эксперимент пройдет удачно в небольшой группе, мы внедрим такую же систему в масштабах всей страны.

Опыт каких стран будет заимствовать Украина, реформируя пенсионную систему?

— Например, Польши. Там в конце 90-х была внедрена система индивидуальных пенсионных счетов, на которые каждый поляк отчисляет взнос с зарплаты. Часть этих денег идет в государственную Систему социального страхования (за счет этих денег пенсии получают люди, которые в новой системе поучаствовать не успели), другая — на счет открытых пенсионных фондов, которыми управляют частные компании. Внедрение такого механизма позволило Польше аккумулировать мощный инвестиционный ресурс для экономики. Но параллели проводить сложно. У нас любят говорить, что на одного работающего украинца приходится один пенсионер. Официально и тех и других в стране насчитывается по 13 млн. Но реально ситуация выглядит иначе: работающих около 17-18 млн, но из них только 13 млн легально платят взносы в ПФ. По данным социологов, 60% граждан, которым официально начисляется минимальная зарплата, признаются, что получают также зарплату в «конвертах». Общий объем зарплат в тени оценивается порядка 200 млрд грн. Главный вопрос — как добыть этот ресурс и стимулировать людей платить в ПФ.

МВФ настаивал на сокращении дефицита бюджета ПФ, в том числе путем повышения пенсионного возраста. Этот вопрос еще актуален? — После непростых дискуссий мы изъяли из меморандума с МВФ пункт о повышении пенсионного возраста до 65 лет. Это могло взорвать ситуацию в стране и грозило срывом всех реформ. Повышение пенсионного возраста не решит проблему дефицита ПФ. При таком объеме теневых зарплат эффект от этой меры был бы не более 1 млрд грн. в год, тогда как дефицит бюджета ПФ — 80 млрд грн. Чтобы ликвидировать такую дыру, пенсионный возраст пришлось бы повысить до 300 лет. Более эффективный шаг — детенизация зарплат. Это сложный процесс, он займет не один год, но мы должны привлечь теневые деньги. Попытку бессмысленной пенсионной реформы мы видели в 2011 году, когда власти сконцентрировались на одном вопросе — подняли пенсионный возраст для женщин на пять лет. Заодно, правда, «обрезали» права чернобыльцев, военнослужащих и подняли для всех на десять лет страховой стаж. И какой получили результат? Дотации ПФ тогда составляли 50 млрд грн., сегодня — 80 млрд грн. Значит, проблема не в пенсионном возрасте.

Президент ветировал закон, позволяющий женщинам в 55 лет выходить на пенсию при наличии 30-летнего трудового стажа. В АП советовались с министерством по этому поводу? — По сути, это была попытка реформы в духе 2011 года. Но на сегодняшний день такое предложение — просто популизм. Да, женщины могли получить такое право, но лишь при наличии страхового стажа не менее 30 лет и увольнении с работы. Но главное, за каждый недоработанный месяц из их пенсии вычитали бы 0,5% . Значит, для тех, кто выйдет на пенсию в 55 лет, размер пенсии суммарно сократился бы на 30% . То есть теоретически льгота была, но на практике она бы не работала. К тому же на реализацию закона потребовались бы дополнительные средства, а у государства их нет.

А работающих пенсионеров лишат пенсий?

— В странах ЕС понятия работающий пенсионер нет вообще. Люди делают выбор — или оставаться на службе, или выходить на пенсию. Но, безусловно, для украинцев такой вариант неприменим, поскольку прожить только на пенсию у нас сложно.

Вопрос о лишении работающих пенсионеров пенсий нельзя ставить резко. Но мы все же будем предлагать правительству это делать для определенных категорий пенсионеров. В основном тех, кто имеет специальные пенсии, — прокуроров, народных депутатов, судей. Либо они будут оставаться на службе, либо получать статус пенсионеров. Я также не исключаю, что правительство внесет в парламент предложение ограничить объем пенсий работающим пенсионерам с 2015 года. Уверен, здесь еще будет много дискуссий.

Говоря о компенсаторах для бюджета ПФ, насколько оправдал себя сбор с покупки валюты? Его вводили именно с этой целью…

— Получили меньше, чем хотели из-за событий на валютном рынке. Валюта остается острым дефицитом, купить ее можно разве что на черном рынке. Дополнительные поступления составили несколько миллиардов гривень. Безусловно, это не идеальная модель, я не являюсь ее сторонником. Доходы ПФ должны формировать страховые взносы, которые можно прогнозировать. Все остальное, вроде сбора с покупки валюты, — нестабильные и непрогнозируемые поступления, это рисковый источник. К тому же Украину за введение этого сбора очень критиковал МВФ. Но ресурс у государства ограниченный, а дефицит ПФ — огромный, поэтому сбор можно оставить как временную меру.

Премьер-министр Арсений Яценюк заявлял, что программа сотрудничества с МВФ предполагает индексацию доходов граждан. Когда и насколько будут проиндексированы пенсии? — По нашим расчетам (и это зафиксировано в госбюджете), прожиточный минимум, минимальная пенсия и минимальная зарплата могут быть реально повышены только на 13% и только с 1 декабря 2015 года. Соответственно, для тех людей, у которых пенсия зависит от минимального прожиточного минимума, будет проведена индексация. Это наименее защищенные слои населения. Относительно остальных решение будет принято по результатам первого полугодия. Конечно, если появятся ресурсы, индексацию проведем раньше и в большем размере. Но сейчас весь дополнительный ресурс идет на финансирование Вооруженных сил Украины. В общей сложности на нужды армии в бюджете выделили более 80 млрд грн. Конечно, в мирное время эти деньги нужно и можно было бы использовать на социальную защиту, поднять зарплаты и пенсии. Но сейчас другого выхода нет — или мы финансируем армию, или государства может не быть. Мы постараемся, чтобы тот минимальный ресурс, который есть у государства, мог адресно распределяться среди людей, больше других нуждающихся в поддержке.