Налоговый компромисс

По замыслу властей налоговый компромисс должен был решить две задачи: предоставить компаниям возможность обнулить негативную историю во взаимоотношениях с государством и помочь с наполнением бюджета. Эксперимент длится 90 дней: до 17 апреля компании могут подать в органы Государственной фискальной службы (ГФС) Украины уточняющий расчет обязательств по налогу на прибьиь и НДС за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года и уплатить 5% этой суммы. Для Украины это прецедент, для бизнеса — возможность легально закрыть коррупционные схемы. В ГФС подсчитали, что объемы рисковых сумм составляют около 100 млрд гривен по сомнительному НДС и еще столько же — по прибыли.

Спустя месяц после начала реализации механизма налогового компромисса на условия Государственной фискальной службы согласились менее 3% предприятий из группы риска, а уплачено около 2% от ожидаемой суммы. Почему новые правила не привлекают бизнес и как мотивировать этот процесс, глава ГФС Игорь Билоус.

Первые 30 дней показали слабую заинтересованность бизнеса в налоговом компромиссе. На какой результат вы рассчитываете по итогам трех месяцев? Процесс «явки бизнеса с повинной» заметно активизируется. Мы планируем собрать 1-3 млрд гривен. Количество компаний, которые, по нашим прогнозам, реализуют механизм налогового компромисса, может превысить 2000. Но вопрос не в количестве, а в качестве.

Наша задача — создать бизнесу возможности для выхода на новый уровень развития и начать работать с чистого листа. Сегодня под компромисс попали суммы НДС и налога на прибыль, измеряемые в миллиардах. Мы считаем, что это — уже успех.

Где слабые места налогового компромисса?

Одна из ключевых причин — слабое доверие к государственным институтам. Честно признавшись в недоплате сегодня, компании боятся быть наказанными завтра. Это заблуждение: все схемы и связи мы и так видим, вопрос лишь в стоимости выхода для бизнеса на точку «ноль». Компании намного охотнее идут на компромисс во время проверок, когда понимают, что избежать ответственности не удастся.

То есть вы будете использовать проверки в качестве мотиватора к мирному урегулированию?

Многие продолжают работать по принципу «а вдруг пронесет», поэтому и не спешат. С одной стороны, мы максимально упростили процесс: использовать налоговый компромисс можно на любом этапе, но в указанные в законе сроки. С другой — это добровольная процедура. ГФС лишь показывает, что есть механизм, который позволяет выиграть обеим сторонам — и бизнесу, и государству.

Даже те компании, которые готовы на налоговый компромисс, ссылаются на недостаток оборотных средств для уплаты. Как решить этот вопрос? Это более характерно для крупного бизнеса, где суммы действительно большие. Мы общались с представителями финансово-промышленных групп, большинство заинтересовано в налоговой амнистии. Со многими представителями бизнес-структур мы консультировались на этапе создания закона.

Но законодатель не предусмотрел рассрочку в случае недостатка оборотных средств, как, впрочем, и индексации из-за девальвации. В долларовом эквиваленте это не такие большие суммы.

Другой вопрос — государственные компании. Сегодня мы насчитали более 150 компаний, по которым под компромисс подпадают несколько миллиардов гривен, а поступления могут превысить 250 млн гривен. Возникает дилемма: они говорят, что нет денег на платежи по компромиссу за старые периоды. Мы понимаем, что это фактически перекладывание денег из одного кармана в другой, но вынуждены ко всем применять одинаковые правила.

Была предложена официальная стоимость «отбеливания» бизнеса — 5%. Это решит вопрос коррупции в ведомстве?

Мы понимаем, что не сможем быстро изменить всю систему взаимоотношений. Но если сделать так, что легально работать для бизнеса будет дешевле и выгоднее, компании готовы перестраиваться. Это влечет за собой изменения взаимоотношений с фискальными органами. Если есть возможность уплатить 5% от уточненной суммы налоговых обязательств, то компаниям невыгодно договариваться с отдельными людьми или специально созданными комиссиями. В планах создать систему, которая станет работать максимально независимо от человеческого фактора, и большинство процессов будут администрироваться автоматически. Пример — электронная система администрирования НДС, которая уже тестируется. Кроме того, кадровая политика предполагает обновление персонала на 70-80% на конкурсной основе с привлечением профессиональных советников.

На какую модель налоговой амнистии вы ориентировались?

Мы много общаемся с иностранными коллегами, проводим параллели с Голландией, Англией и Польшей. Все они преодолевали похожие сложности: наличие удельных князьков в государстве, недовольство бизнеса, нежелание принимать новые правила игры и т. д. Но в итоге они смогли выстроить фискальные службы, по эффективности работы не уступающие бизнес-структурам, от чего выиграли все. Там бизнес ориентирован на результат и эффективное взаимодействие с государственными институтами.

Насколько своевременно реализуется налоговый компромисс?

Этот вопрос имеет в Украине почти годичную историю. На мой взгляд, наиболее удачное время для реализации было прошлым летом, тогда бизнес соглашался уплатить 10-15% налоговых обязательств. Многие вещи нужно было делать в первые месяцы после революции, пока не сформировались новые группы влияний, не было таких сложностей с ликвидностью и нынешнего уровня девальвации. Мы потеряли время из-за бюрократических процедур и долгих согласований.

Что будет после 16 апреля?

Налоговый компромисс — это одноразовая акция, и «дубля» не будет. Более того, сейчас действуют льготные тарифы. По окончании срока подачи компаниями заявок на компромисс к тем, кто не воспользовался законом и не закрыл свою ответственность по старым периодам, будут применены меры. Ответственности не удастся избежать никому. Бизнес должен наконец понять, что в нынешней Украине все будут работать в одинаковых условиях и выгоднее работать по-европейски.