Какую страну строят Порошенко и Яценюк

Несмотря на участившиеся разногласия между Петром Порошенко и Арсением Яценюком, что пока особо не выходит в публичную плоскость, и президентская, и премьерская команды едины в одном — о нужных Украине радикальных преобразованиях можно долго и нудно говорить. В политических кулуарах уже даже шутят, что скоро Президент и премьер совместно инициируют создание нового министерства, главной задачей которого станет собирание всех реформаторских идей с последующим их обязательным, но безрезультатным общественным обсуждением и благополучным препровождением в никем и никогда после не открываемый долгий ящик. По сути, в стране не находится тот пресловутый «камикадзе», кто решил бы на себя взвалить конкретный реформаторский труд, не опасаясь политически сжечь себя в случае его неудачного осуществления.

Похоже, окружение Порошенко склоняет его к тому, чтобы он поставил перед собой цель стать неким «добрым царем», который всегда находится над схваткой. Впрочем, в такой парадигме жили все без исключения его предшественники в президентском кресле на протяжении 23 лет украинской независимости, заложившей основы нынешнего, насквозь пропитанного коррупцией и неэффективностью, государственного организма. В принципе, именно этим воспользовался Путин, начав гибридную войну против «несостоявшегося» (в его понимании) государства. Так что и дипломатическое искусство, и военное мастерство без глобальных внутриукраинских изменений правил игры достижению полной победы над врагом вряд ли помогут. Тем более что для успешного внедрения «стратегии лягушачьего прыжка», как называет выход на траекторию стабильного развития и быстрое сокращение отставания от стран «золотого миллиарда» известный украинский историк Ярослав Грицак, политическая воля элиты является ключевым условием.

Что же касается Яценюка, то, возможно, он также размышляет о «стратегии лягушачьего прыжка», но не сейчас, а в будущем. Премьер абсолютно уверен в своей победе на будущих президентских выборах, которые, как он считает, будут внеочередными, и именно этому подчинено все его текущее политическое поведение. Выбрана временная стратегия выживания вместо проведения реформ в ущерб рейтингу. Собственно, временщики на кардинальные преобразования никогда и не шли. Их задача — приспосабливаться к внешней среде путем создания видимости внутри нее бурной деятельности.

Собственно весь этот поведенческий набор власть имущих заставляет нас думать, что Украина четко взяла за основу так называемый аргентинский сценарий. Суть его проста – ничего структурно не менять, зато усердствовать в имитации популярного в народе восстановления социальной справедливости. Для чего обычно даже проводится публичное «раздевание» толстосумов. Само собой, новый собственник доставшихся «на халяву» активов (будь им либо государство, либо кто-то из своих) априори не способен к эффективному управлению ими, и в таких условиях о благоприятном инвестиционном климате в стране вообще не может быть и речи. Однако любые вопросы по поводу дальнейшего экономического проседания, которое становится хроническим явлением, нивелируются ожиданиями нового персонального раскулачивания для спасения широких масс от бедности.

Как показывает аргентинская практика, а там это называется хустисиализм, вести такие разговоры в пользу бедных благодаря целой плеяде пламенных ораторов-демагогов из Хустисиалистской партии (начиная от ее основателя, диктатора Хуана Перона и заканчивая нынешним президентом Аргентины Кристиной Фернандес де Киршнер) можно целыми десятилетиями. Правда, время от времени необходимо отвлекаться на очередной дефолт «по вине империалистов из «золотого миллиарда», а также выпускать пар из «маршей пустых, кастрюль» с помощью посадки в тюрьму «особо отличившихся». Как это случилось, например, с аргентинским экс-президентом и видным хустисиалистом Карлосом Менемом. Безусловно, в таких условиях говорить о каких-то серьезных финансовых вливаниях в экономику Аргентины вообще бессмысленно, тем более что тот же МВФ уже научен горьким опытом всем известного аргентинского экономического кризиса2001 г., когда Буэнос-Айрес отказался выполнять долговые обязательства на сумму $93 млрд.

Но вернемся к украинским реалиям, в которых внешние заимствования также имеют основополагающее значение, однако без старта полноценных реформ никто на Западе нам денег не даст, а МВФ окажет финансовую помощь ровно настолько, насколько Украине предстоит погасить текущие долги перед этой уважаемой международной организацией. Украинской власти впору уже перестать прятать голову в песок, пичкая общественность экстравагантными реформаторскими идеями, нереалистичными макропрогнозами и другими завышенными ожиданиями. Через год после победы Революции достоинства и Банковой, и Кабмину наконец-то стоит научиться вести с народом честный диалог, а не прикрываться абстрактными призывами о необходимости «затянуть пояса» . Украинцы в основной своей массе испытывают мощнейший патриотический подъем, поэтому готовы многим пожертвовать, если им предоставят четкий пошаговый алгоритм спасительных действий. В противном случае накопившиеся разочарования, усталость от войны и другие негативные факторы рано или поздно, но обязательно будут использованы нашими врагами как против представителей нынешней украинской власти, так и во вред всей стране.